понеділок, 6 квітня 2015 р.

В плену мифов.


В плену мифов.
 Часто услышишь с высоких трибун заявления о патриотизме и «фальсификации истории». По мнению чиновников, учёные, пытающиеся объективно и с точки зрения современной исторической науки интерпретировать события истории, являются фальсификаторами. Слышать такие заявления, по крайней мере странно учитывая, что свободно мыслящие исследователи опираются на достижения современной науки и новейших археологических открытиях, а «идеология чиновников» зиждется на баснях прошлого и позапрошлого века. Одни из распространённых мифов сочинённых ещё в затхлых кабинетах идеологов Российской империи, представления о том, что «государственность, мол, дарована народам империи просвещёнными германцами-викингами» которые якобы объединили разобщённые  анархические племена славян и возглавили их. Другой миф утверждает что мол, тюркские, славянские и угорские народы были народами дикими не знавшими ни государственности, ни культуры, ни древней истории. Цивилизация, по их мнению, была принесена народам Евразии только после покорения их Российской империей (во главе с германской династией Романовых). Все эти имперские басни писались только с одной целью, укрепить и узаконить власть династии Романовых над покорёнными туземцами. Власть абсолютно чуждую народам империи.
 Однако этим средневековым мифам противоречат новейшие открытия историков, прежде всего в сфере археологии. Так вопреки утверждениям имперских сочинителей, государственность с древности существовала у славянских, угорских, тюркских и других народов Евразии задолго до «просвещённых викингов» и «мудрых Романовых». Источниковедческие экспертизы давно уже доказали, что большинство так называемых «древнерусских летописей» это фальшивки написанные в 18-19 веках. В частности к таким фальшивкам относится так называемая «Повесть временных лет», обзывающая первых киевских князей варягами и инородцами. Всегда князья у славян были только славяне и даже сейчас, наше время, трудно себе представить ситуацию, когда какой-либо народ призвал бы иностранцев управлять собой и при этом приговаривал «придите, владейте нами». Что уж в этом случае говорить о племенных родоплеменных объединениях славян, для которых слова «чужой» и «враг» были синонимами. Опираясь на такие идеологические мифы, немцы-Романовы и владели богатствами наших земель. Когда народы империи в 1917 году перестали верить этим сказочкам палачей и душегубов, империя Романовых рухнула в один момент.
 Что касается истории других народов империи, то,  как известно их просто считали дикими. Советская историография продолжила «традицию» имперской идеологии и по привычке отрицала наличие древних цивилизаций на восток от Урала. Однако позднейшие исследования учёных дали поразительные результаты, опровергающие все имперские мифы. На территории Поволжья, Кавказа и Сибири были открыты грандиозные археологические памятники, которые доказывали, что народы этих регионов не кучка дикарей временно проживающих на данной территории, а народы с тысячелетней историей. Однако с сожалением стоит отметить, что до настоящего времени многие исторические события трактуются с точки зрения ещё имперской идеологии. Целые исторические периоды до сих пор не входят в учебники истории.    

                          Учить или не учить? Вот в чём вопрос…
 Сколько уже сказано и написано о тяжёлом положении национальных языков в республиках РФ, «а воз и ныне там». Национальные языки всё ещё на положении бедных родственников в своих родных республиках. Однако, если в одних республиках, под давлением общественности, федеральные и местные чиновники идут на уступки, то в других республиках (победнее) ситуация с языком по-прежнему плачевная. Среди «счастливчиков» в этом вопросе Татарстан и республики Северного Кавказа, среди несчастных Республика Алтай и другие регионы. Если в Татарстане уже встаёт вопрос о изучении татарского языка всеми жителями республики, то в республике Алтай вопрос стоит шекспировский. Быть или не быть алтайскому языку вообще? Если в других регионах не возникает даже вопрос о целесообразности изучения национальных языков, то в Республике Алтай возможность изучать родной язык не имеют даже дети алтайской национальности. Ситуация абсолютно дикая. В столице Республики Алтай, всего одна полноценная алтайская национальная школа (национальная гимназия). Все остальные школы Горно-Алтайска русскоязычные. Не лучше обстоят дела и в районах республики. И вопрос стоит уже о дальнейшем уменьшении часов преподавания алтайского языка в школах республики.
 В чём же причина такой нелюбви федерального чиновничества к национальным языкам народов РФ? В пользу отмены изучения родных языков в школах республик чиновниками министерства образования приводятся фантастические доводы. Учащиеся, мол, не хотят изучать родной язык, он им не нужен. Будто бы изучение родного языка разобщает детей разных национальностей. Однако всё это только измышления кабинетных чиновников не знающих реальной жизни.
 Вспомним недавние события в Татарстане. Там собранная наспех «русскоязычная общественность» стала театрально «протестовать» против изучения во всех школах республики татарского языка русскоязычными детьми. По мнению «протестующих» это мол снизит успеваемость русскоязычных учащихся. Однако общеизвестно, что изучение других языков только способствует интеллектуальному развитию человека, обогащает его внутренний мир, учит толерантности и помогает лучше понять культуру человека другой национальности. Однако в тех регионах, где учащиеся начинают изучать национальный язык республики (все без исключения независимо от национальности), только растёт успеваемость и ребята разных национальностей становятся только дружней. Новый же изучаемый язык у детей вызывает только неподдельный интерес и любознательность. Дети, в отличие от некоторых неразумных родителей,  более толерантны по отношению к сверстникам. Им тяжело понять причину истерии взрослых по вопросу введения в школах изучения национальных языков.
 Однако всё вышеизложенное можно применить только к некоторым республикам РФ, где национальные языки преподаются. В Республике же Алтай совершенно иная ситуация. Здесь даже дети алтайской национальности лишены возможности изучать родной язык, что уж говорить про «алтайский язык для всех»! Алтайский народ не может похвастаться многочисленностью и проводимая руководством региона политика приведёт только к полной языковой ассимиляции. Алтайцы, как и любой другой народ РФ, имеет право на сохранение национальной культуры, традиций и языка. Даже если сравнить Республику Алтай с другими республиками РФ, положение алтайского языка в ней намного плачевней даже чем в других. В нашей республике только ОДНА общереспубликанская газета на алтайском языке. Только ОДНА полноценная алтайская национальная школа. Нет ни одного теле- и радио канала на алтайском языке (не считая нескольких часов в неделю на ВГТРК). На улицах города не увидишь вывесок и рекламы на алтайском языке. Такое ощущение, что ты находишся не в столице  полноценного субъекта федерации, а в занюханном райцентре Алтайского края. Федеральному центру уже пора начать серьёзно заниматься национальной политикой, а республиканским властям обратить внимание на проблему алтайского языка. Однако, как не печально при нынешнем руководстве республики вряд ли что-либо изменится. Бердникову и Ко плевать на Республику Алтай и её народ.